Маркировка товаров в системе Честный знак: гайд для новичков
Если вы производите или реализуете товары, с вероятностью 80% ваша компания попадает под обязательную маркировку. Подготовили гайд, что производителям и продавцам нужно знать про систему Честный знак. Рассказываем, как действовать на каждом этапе от регистрации до продажи, даем чек-листы для уверенного старта.
Содержание:
Что такое маркировка Честный знак
1. Регистрация в ГИС МТ
2. Приемка
3. Нанесение штрих-кодов
4. Продажа на кассе
5. Выбытие из оборота по иным причинам
Итоги
Полезные ссылки по теме
Что такое маркировка Честный знак
«Честный ЗНАК» — это государственная система цифровой маркировки и отслеживания движения товаров. Задача ЧЗ состоит в том, чтобы проследить весь путь от производства до продажи конечному потребителю, а значит, сократить количество контрафакта, обеспечить прозрачность товарооборота.
Как это работает:
-
Производители и импортеры наносят на товары уникальные коды и вводят товары в оборот.
-
Движение на склады через опт к рознице прослеживается при помощи универсальных передаточных документов (УПД).
-
Во время продажи DataMatrix сканируют, после чего товар выбывает из оборота.
-
Вывод из оборота из-за списания, утери, кражи и других причин, не связанных с продажей на кассе, происходит через систему напрямую или через учетную программу, связанную с ЧЗ.
В 2025 году работа с системой маркировки обязательна для производителей и продавцов 30+ категорий. Список постоянно пополняется, в течение пары лет подключатся еще более 10 ТГ.
1. Регистрация в Честном знаке
Все участники товарооборота регистрируются в ГИС МТ (государственной информационной системе маркировки товаров) на официальном сайте ЦРПТ.
Для подтверждения данных вам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, а также программы и драйверы для работы с ЭЦП.
Честный знак подготовил официальную пошаговую инструкцию по регистрации в системе.
Кто обязан регистрироваться?
-
Производители и импортеры, которые выпускают / ввозят товары, попадающие под маркировку.
-
Оптовые дистрибьюторы.
-
Розничные продавцы.
-
Предприятия общепита (если используют товары с маркировкой для продажи или приготовления).
После завершения регистрации компания сможет законно маркировать, передавать, принимать и продавать товары.
2. Приемка товаров
Электронный документооборот — обязательное условие для всех участников оборота товаров с маркировкой. ЭДО используют при передаче товара от производителя / дистрибьютора другому оптовику или розничному продавцу.
У Честного знака есть свой сервис ЭДО Лайт, но при желании компания вправе использовать другого аккредитованного Оператора.
Как происходит приемка
На складе во время приемки проверяют соответствие реальной поставки данным в универсальном передаточном документе (УПД). Для этого понадобятся:
3. Нанесение штрих-кодов
Задача размещать DataMatrix-коды в основном ложится на производителей и импортеров, но и у продавцов нередко возникает потребность напечатать новые штрих-коды, например, взамен поврежденных или при возврате товара.
Как нанести DataMatrix на товар
В блоге писали подробный гид по выбору принтера для маркировки. Загляните по ссылке.
Независимо от способа важно соблюдать требования: читаемость сканерами, размещение на ровной поверхности, черный цвет или контрастный с упаковкой, без перекрытий другими элементами.
Есть вопросы по маркировке?
Поможем разобраться!
Оставьте заявку на бесплатную консультацию.
Ваша заявка принята
Наши консультанты перезвонят вам
в течение 20 минут
4. Продажа товара на кассе
Поможем разобраться!
в течение 20 минут
Суть процесса такова: кассир считывает сканером код → кассовая программа передаёт данные в Честный знак → после успешной проверки кода и фискализации чека товар считается выведенным из оборота → статус в системе меняется.
Чаще всего розничных продавцов в сфере Retail и HoReCa волнует вопрос, что нужно для законной торговли. Поделимся чек-листом, проверяйте свой бизнес по каждому из пяти пунктов.
Как подготовить кассу к продаже товара с маркировкой
-
В зоне продажи стоит онлайн-касса с фискальным накопителем на 15 месяцев, которая в онлайн-режиме будет передавать чеки и отчеты в Налоговую инспекцию. Это может быть смарт-терминал или фискальный регистратор; разрешен любой вариант, выбирайте под ваш формат.
-
Компания заключила договор с Оператором фискальных данных. Именно через ОФД информация уходит не только в ФНС, но и в ЧЗ.
-
На самом кассовом аппарате стоит свежая прошивка, кассовая программа также обновлена до свежего релиза (это важно, чтобы ККТ корректно отправляла данные согласно действующим требованиям закона).
-
В кассовой зоне стоит 2D-сканер, способный уверенно распознавать двухмерные коды с товаров. Тип сканера (проводной / беспроводной, ручной / настольный) значения не имеет.
-
На кассе настроен разрешительный режим — то есть кассовая программа отправляет запрос в Честный знак для проверки и получает разрешение на продажу либо отказ. Актуально тем продавцам, чьи товарные категории уже подошли к этапу проверки онлайн / офлайн. Для работы РР понадобится настройка кассы и программы, этим занимаются инженеры сервисного центра.
Пара слов об обновлении прошивки
Свежий релиз кассового софта и программы — залог законной работы. Обязательные реквизиты чека периодически добавляются, ФФД переходит на актуальную версию. Так, с 1 сентября 2025 года введены новые обязательные реквизиты чека для маркированной продукции, включая указание номера фискального документа и часовой зоны. Разработчики ПО и производители касс вносят изменения в свой софт, а владельцу ККТ важно не пропускать обновление.
Ранее мы разбирали, как работает разрешительный режим и что нужно для настройки кассы. Читайте наш материал в блоге, он поможет погрузиться в тему.
5. Выбытие товара из оборота по иным причинам
Товар выбывает из оборота не только после продажи. Есть ряд причин, когда магазин или ресторан должны передавать данные в систему маркировки:
-
утрата, кража;
-
повреждение;
-
брак;
-
истекший срок годности;
-
изъятие на нужды предприятия;
-
уничтожение продукции;
-
отзыв товара с рынка;
-
ликвидация организации;
-
применение в качестве образца.
В таких случаях вывод проводят непосредственно через личный кабинет ГИС МТ или через учетную программу, которая отправляет данные в систему маркировки.
Итоги
Теперь вы знакомы с основными процессами, которые должны наладить магазины, склады или предприятия общепита с маркированными товарами в своем ассортименте: это табак, пиво, газировка, вода, молочная продукция, бытовая химия, одежда, обувь, парфюм, лекарства, БАДы, моторные масла — всего более 30 категорий.
Если подытожить, для законной работы компаниям потребуется:
✔ регистрация в системе Честный знак,
✔ ЭЦП,
✔ сервис ЭДО,
✔ программа для правильного учета,
✔сканеры на кассу и приемку,
✔ онлайн-касса с ФН,
✔ договор с ОФД,
✔ настройка оборудования.
Следите за календарем маркировки, комплектуйте рабочие места, отлаживайте процессы приемки, продажи и возврата, соблюдайте требования к чекам, чтобы избежать штрафов.
Продаете маркированные товары?
Поможем с внедрением!
Задайте вопросы экспертам PORT.
Ваша заявка принята
Наши консультанты перезвонят вам
в течение 20 минут
Полезные ссылки по теме маркировки
Про выбор оборудования для маркировки:
Про ККТ и разрешительный режим
Продуктовый ассортимент
Безалкогольные напитки: честныйзнак / блог PORT
Упакованная вода:
честныйзнак / блог PORT
Безалкогольное пиво:
честныйзнак / блог PORT
Пиво и слабоалкогольные напитки:
честныйзнак / блог PORT
Икра осетровых и лососевых:
честный знак / блог PORT
БАД к пище:
честныйзнак / блог PORT
Молоко и молочная продукция:
сайт ЧЗ
Пищевые растительные масла:
сайт ЧЗ
Консервы:
сайт ЧЗ
Промышленные товары
Третья волна маркировки легкой промышленности:
честныйзнак / блог PORT
Косметика и бытовая химия:
честныйзнак / блог PORT
Моторные масла и спец.жидкости:
честныйзнак / блог PORT
Мед. изделия и медицинские перчатки:
честныйзнак / блог PORT
Технические средства реабилитации:
сайт ЧЗ
Антисептики:
сайт ЧЗ
Зоотовары
Ветпрепараты:
сайт ЧЗ
Поможем с внедрением!
в течение 20 минут
От редакции
Представительства PORT открыты в Красноярске. Доставляем кассы и сканеры по Сибири и всей России. Занимаемся удаленной настройкой маркировки в 1С, специализируемся на внедрении маркировки для розничных магазинов. Будем рады вам помочь.
В статье использованы фото, снятые PORT Production.
Подпишитесь на бизнес-портал PORT в соцсетях.
Новости, лайфхаки, полезный контент о бизнесе простыми словами:
Наши консультанты перезвонят в течение 20 минут и ответят на все интересующие Вас вопросы.
в течение 20 минут
Читайте также:
