Кассовые аппараты, ККТ
Весовое оборудование и весы
Автоматизация торговли
Программное обеспечение
Роботы для бизнеса
Видеонаблюдение
Противокражное оборудование
Банковское оборудование
Системы вызова персонала
Этикетировочное оборудование
Упаковочное оборудование
Расходные материалы
Комплекты запасных частей, инструментов и принадлежностей
Уценка, распродажа
Заказать звонок специалиста
Автоматизация торговли
Комплекты запасных частей, инструментов и принадлежностей

Вернуться обратно

+7 (391) 2-347-348 customer service +7 (391) 222-08-20 customer service +7 (391) 258-56-23 customer service +7 (391) 258-56-23 technical support

Маркировка товаров в системе Честный знак: гайд для новичков

Если вы производите или реализуете товары, с вероятностью 80% ваша компания попадает под обязательную маркировку. Подготовили гайд, что производителям и продавцам нужно знать про систему Честный знак. Рассказываем, как действовать на каждом этапе от регистрации до продажи, даем чек-листы для уверенного старта.

Содержание:
Что такое маркировка Честный знак
1. Регистрация в ГИС МТ
2. Приемка
3. Нанесение штрих-кодов
4. Продажа на кассе
5. Выбытие из оборота по иным причинам
Итоги
Полезные ссылки по теме

Что такое маркировка Честный знак

«Честный ЗНАК» — это государственная система цифровой маркировки и отслеживания движения товаров. Задача ЧЗ состоит в том, чтобы проследить весь путь от производства до продажи конечному потребителю, а значит, сократить количество контрафакта, обеспечить прозрачность товарооборота.

Как это работает:

  1. Производители и импортеры наносят на товары уникальные коды и вводят товары в оборот.

  2. Движение на склады через опт к рознице прослеживается при помощи универсальных передаточных документов (УПД).

  3. Во время продажи DataMatrix сканируют, после чего товар выбывает из оборота.

  4. Вывод из оборота из-за списания, утери, кражи и других причин, не связанных с продажей на кассе, происходит через систему напрямую или через учетную программу, связанную с ЧЗ.

В 2025 году работа с системой маркировки обязательна для производителей и продавцов 30+ категорий. Список постоянно пополняется, в течение пары лет подключатся еще более 10 ТГ.

1. Регистрация в Честном знаке

Все участники товарооборота регистрируются в ГИС МТ (государственной информационной системе маркировки товаров) на официальном сайте ЦРПТ.

Для подтверждения данных вам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, а также программы и драйверы для работы с ЭЦП.

Честный знак подготовил официальную пошаговую инструкцию по регистрации в системе.

Кто обязан регистрироваться?

  • Производители и импортеры, которые выпускают / ввозят товары, попадающие под маркировку.

  • Оптовые дистрибьюторы.

  • Розничные продавцы.

  • Предприятия общепита (если используют товары с маркировкой для продажи или приготовления).

После завершения регистрации компания сможет законно маркировать, передавать, принимать и продавать товары.

2. Приемка товаров

Электронный документооборот — обязательное условие для всех участников оборота товаров с маркировкой. ЭДО используют при передаче товара от производителя / дистрибьютора другому оптовику или розничному продавцу. 

У Честного знака есть свой сервис ЭДО Лайт, но при желании компания вправе использовать другого аккредитованного Оператора. 

Как происходит приемка

На складе во время приемки проверяют соответствие реальной поставки данным в универсальном передаточном документе (УПД). Для этого понадобятся:

Терминал сбора данных или 2D-сканер штрих-кодов, чтобы читать двухмерные коды с документов, коробок и товаров.
Учетная программа, настроенная на обмен данными с системой Честный знак.
Сервис ЭДО для обмена документами с поставщиками.

3. Нанесение штрих-кодов

Задача размещать DataMatrix-коды в основном ложится на производителей и импортеров, но и у продавцов нередко возникает потребность напечатать новые штрих-коды, например, взамен поврежденных или при возврате товара.

Как нанести DataMatrix на товар

Прямое нанесение с помощью специального оборудования, например, коды на шинах, пивных крышках, молочных пакетах. Актуально при больших масштабах и наличии производственной линии.
Типографское нанесение на упаковку, например, коды на коробках с лекарствами, соком.
Этикетирование — самый распространенный в рознице. Этикетки с уникальными кодами печатают на принтере, после чего наклеивают на упаковку, бирку и т.п. Подходит для малого бизнеса за счет доступности принтеров под любые задачи.
В блоге писали подробный гид по выбору принтера для маркировки. Загляните по ссылке.

Независимо от способа важно соблюдать требования: читаемость сканерами, размещение на ровной поверхности, черный цвет или контрастный с упаковкой, без перекрытий другими элементами.

Есть вопросы по маркировке?
Поможем разобраться!
Оставьте заявку на бесплатную консультацию.
Заказать звонок
Ваша заявка принята
Наши консультанты перезвонят вам
в течение 20 минут

4. Продажа товара на кассе

Суть процесса такова: кассир считывает сканером код → кассовая программа передаёт данные в Честный знак → после успешной проверки кода и фискализации чека товар считается выведенным из оборота → статус в системе меняется.

Чаще всего розничных продавцов в сфере Retail и HoReCa волнует вопрос, что нужно для законной торговли. Поделимся чек-листом, проверяйте свой бизнес по каждому из пяти пунктов.

Как подготовить кассу к продаже товара с маркировкой

  1. В зоне продажи стоит онлайн-касса с фискальным накопителем на 15 месяцев, которая в онлайн-режиме будет передавать чеки и отчеты в Налоговую инспекцию. Это может быть смарт-терминал или фискальный регистратор; разрешен любой вариант, выбирайте под ваш формат.

  2. Компания заключила договор с Оператором фискальных данных. Именно через ОФД информация уходит не только в ФНС, но и в ЧЗ.

  3. На самом кассовом аппарате стоит свежая прошивка, кассовая программа также обновлена до свежего релиза (это важно, чтобы ККТ корректно отправляла данные согласно действующим требованиям закона).

  4. В кассовой зоне стоит 2D-сканер, способный уверенно распознавать двухмерные коды с товаров. Тип сканера (проводной / беспроводной, ручной / настольный) значения не имеет.

  5. На кассе настроен разрешительный режим — то есть кассовая программа отправляет запрос в Честный знак для проверки и получает разрешение на продажу либо отказ. Актуально тем продавцам, чьи товарные категории уже подошли к этапу проверки онлайн / офлайн. Для работы РР понадобится настройка кассы и программы, этим занимаются инженеры сервисного центра.

Пара слов об обновлении прошивки

Свежий релиз кассового софта и программы — залог законной работы. Обязательные реквизиты чека периодически добавляются, ФФД переходит на актуальную версию. Так, с 1 сентября 2025 года введены новые обязательные реквизиты чека для маркированной продукции, включая указание номера фискального документа и часовой зоны. Разработчики ПО и производители касс вносят изменения в свой софт, а владельцу ККТ важно не пропускать обновление.

Ранее мы разбирали, как работает разрешительный режим и что нужно для настройки кассы. Читайте наш материал в блоге, он поможет погрузиться в тему.

5. Выбытие товара из оборота по иным причинам

Товар выбывает из оборота не только после продажи. Есть ряд причин, когда магазин или ресторан должны передавать данные в систему маркировки:

  • утрата, кража;

  • повреждение;

  • брак;

  • истекший срок годности;

  • изъятие на нужды предприятия;

  • уничтожение продукции;

  • отзыв товара с рынка;

  • ликвидация организации;

  • применение в качестве образца.

В таких случаях вывод проводят непосредственно через личный кабинет ГИС МТ или через учетную программу, которая отправляет данные в систему маркировки.

Итоги

Теперь вы знакомы с основными процессами, которые должны наладить магазины, склады или предприятия общепита с маркированными товарами в своем ассортименте: это табак, пиво, газировка, вода, молочная продукция, бытовая химия, одежда, обувь, парфюм, лекарства, БАДы, моторные масла — всего более 30 категорий.

Если подытожить, для законной работы компаниям потребуется:

✔ регистрация в системе Честный знак,
✔ ЭЦП,
✔ сервис ЭДО,
✔ программа для правильного учета,
✔сканеры на кассу и приемку,
✔ онлайн-касса с ФН,
✔ договор с ОФД,
✔ настройка оборудования.

Следите за календарем маркировки, комплектуйте рабочие места, отлаживайте процессы приемки, продажи и возврата, соблюдайте требования к чекам, чтобы избежать штрафов.

Продаете маркированные товары?
Поможем с внедрением!
Задайте вопросы экспертам PORT.
Заказать звонок
Ваша заявка принята
Наши консультанты перезвонят вам
в течение 20 минут

Полезные ссылки по теме маркировки

Про выбор оборудования для маркировки:

Про ККТ и разрешительный режим

Продуктовый ассортимент

Безалкогольные напитки: честныйзнак / блог PORT
Упакованная вода: честныйзнак / блог PORT
Безалкогольное пиво: честныйзнак / блог PORT
Пиво и слабоалкогольные напитки: честныйзнак / блог PORT
Икра осетровых и лососевых: честный знак / блог PORT
БАД к пище: честныйзнак / блог PORT
Бакалея (снековая продукция, соусы, приправы): сайт ЧЗ / блог PORT
Молоко и молочная продукция: сайт ЧЗ
Пищевые растительные масла: сайт ЧЗ
Консервы: сайт ЧЗ

Промышленные товары

Третья волна маркировки легкой промышленности: честныйзнак / блог PORT
Косметика и бытовая химия: честныйзнак / блог PORT
Моторные масла и спец.жидкости: честныйзнак / блог PORT
Мед. изделия и медицинские перчатки: честныйзнак / блог PORT
Технические средства реабилитации: сайт ЧЗ
Антисептики: сайт ЧЗ

Зоотовары

Корма для животных: сайт ЧЗ / блог PORT
Ветпрепараты: сайт ЧЗ

От редакции

Представительства PORT открыты в Красноярске. Доставляем кассы и сканеры по Сибири и всей России. Занимаемся удаленной настройкой маркировки в 1С, специализируемся на внедрении маркировки для розничных магазинов. Будем рады вам помочь.

В статье использованы фото, снятые PORT Production.

Подпишитесь на бизнес-портал PORT в соцсетях.
Новости, лайфхаки, полезный контент о бизнесе простыми словами:
t.me portkkmru   dzen-portkkm.png    vk portkkm    rutube-portkkm.png

© «ПОРТ», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Предлагаем Вам связаться со специалистами.
Наши консультанты перезвонят в течение 20 минут и ответят на все интересующие Вас вопросы.
*Поле обязательно для заполнения
Заказать звонок
Ваша заявка принята
Наши консультанты перезвонят Вам
в течение 20 минут

Читайте также:

7 советов инженера по обслуживанию весов для магазинов, ресторанов и складов
7 советов инженера по обслуживанию весов для магазинов, ресторанов и складов
11 ноября 2025
19
0
Расскажем, что поможет продлить срок службы весов, чего делать не стоит и как часто обслуживать оборудование. В списке семь советов от опытных инженеров. Актуально для магазинов, ресторанов и складов, использующих фасовочные, торговые, складские весы, а также модели с печатью этикетки.
Весы
+7 (391) 2-347-348 customer service +7 (391) 222-08-20 customer service +7 (391) 258-56-23 customer service +7 (391) 258-56-23 technical support
2025-11-12
ТОП-6 расширений для программы 1С УТ (Управление торговлей)
ТОП-6 расширений для программы 1С УТ (Управление торговлей)
5 ноября 2025
50
0
Подготовили подборку расширений для программы 1С Управление торговлей, которые помогут сделать рабочие процессы более удобными и быстрыми.
Уроки 1С
+7 (391) 2-347-348 customer service +7 (391) 222-08-20 customer service +7 (391) 258-56-23 customer service +7 (391) 258-56-23 technical support
2025-11-10
Системный администратор: кто это, чем занимается и зачем бизнесу IT-специалист на аутсорсе
Системный администратор: кто это, чем занимается и зачем бизнесу IT-специалист на аутсорсе
23 октября 2025
66
0
Расскажем, чем занимается системный администратор, зачем такой специалист нужен бизнесу, а также разберем, в каких случаях выгоднее отдать задачи IT-поддержки на аутсорсинг, чем нанимать айтишника в штат.
Сервис и ремонт
+7 (391) 2-347-348 customer service +7 (391) 222-08-20 customer service +7 (391) 258-56-23 customer service +7 (391) 258-56-23 technical support
2025-10-27
5 причин зарегистрироваться в онлайн-картах 2Гис и Яндекс, если вашего бизнеса там еще нет
5 причин зарегистрироваться в онлайн-картах 2Гис и Яндекс, если вашего бизнеса там еще нет
21 октября 2025
41
0
Если вашего бизнеса все еще нет на 2Гис и Яндекс.Картах, приведем 5 доводов завести карточки компании прямо сейчас, поделимся убедительной статистикой и дадим советы по заполнению профиля.
О бизнесе
+7 (391) 2-347-348 customer service +7 (391) 222-08-20 customer service +7 (391) 258-56-23 customer service +7 (391) 258-56-23 technical support
2025-10-23

Комментарии

Добавить комментарий
Оставить комментарий
Заказ звонка
Оставьте свои контакты, и наш консультант свяжется с Вами в течение 20 минут!
Я даю согласие на обработку своих персональных данных
Отправить заявку