Штрафы за нарушение маркировки и требований к обороту маркированных товаров
Пилотные проекты «Честного знака» доказали эффективность использования кода DataMatrix для определенных категорий продукции. Процесс начал набирать обороты в 2019-2020 годах, когда маркировка стала обязательной для сигарет, обуви, части лекарств и некоторых видов текстиля.
Контроль за рынком ужесточился в 2021 году: с 1 декабря вступают в силу 204-ФЗ от 11.06.2021 и 293-ФЗ от 01.07.2021.
В статье разберемся, что грозит предпринимателям, которые нарушают требования по производству и продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Многие заблуждаются, считая, что единственная проблема — отсутствие кода DataMatrix. На самом деле есть и другие ситуации, когда может грозить наказание.
Типичные нарушения при обороте маркированного товара
Если будет выявлена попытка реализации товара совсем без кода или с кодом, уже вышедшим из оборота, то наказание будет как за торговлю немаркированной продукцией.
Ответственность продавца за торговлю без маркировки
За отсутствие DataMatrix грозят штрафы или даже уголовная ответственность — все зависит от степени тяжести нарушения. Причем это касается всех лиц, кто отвечает за нанесение двухмерных кодов и реализацию товаров.
Административная ответственность наступает в следующих случаях:
-
производство и хранение товаров, подлежащих обязательной маркировке;
-
оптовая или розничная торговля такими товарами.
Это значит, что для производителей немаркированной продукции размер выплат таков:
-
должностным лицам 10 тыс. руб.;
-
юрлицам до 100 тыс. руб.
В случае выявления факта торговли товарами без маркировки
-
ИП придется заплатить от 5 до 10 тыс. руб.
За продажу немаркированной табачной продукции наказания более суровые:
-
физическим лицам до 5 тыс. руб.;
-
юридическим лицам от 15 до 300 тыс. руб.
Штрафы за неправильную маркировку
Грозит, если код DataMatrix не содержит требуемой информации или проставлен с нарушениями:
-
индивидуальным предпринимателям 5-10 тыс. руб.;
-
юридическим лицам 50-100 тыс. руб.
Ошибочная маркировка приравнивается к ее отсутствию, поэтому, кроме штрафа, у виновника изымают продукцию без права получения ее обратно.
Санкции за отсутствие кода товара в чеке
С начала 2020 года у продавцов появилась еще одна обязанность — проставлять в чеках реквизит «код товара». Если при продаже онлайн-касса не делает этого, то возможен штраф:
-
ИП и юридическим лицам от 5 до 10 тыс. руб.;
-
должностным лицам от 15 до 30 тыс. руб.
При нарушении правил торговой маркировки, которые касаются ценников и чеков, придется заплатить штраф:
-
ИП до 30 тыс. руб.;
-
юрлицам до 300 тыс.руб.
Если случилось так, что товар без кода причинил ущерб потребителю, то размер штрафа становится больше в 3 раза.
Расширение административной ответственности с 2021 года
После 1 декабря начали действовать изменения к ст. 15.12 КоАП РФ. В первоначальном варианте ответственность наступала за производство и реализацию товаров без маркировки, если таковая предусмотрена законом. Теперь в соответствии с этой статьей предприниматель может быть наказан, если:
-
не предоставил информацию о маркированной продукции;
-
нарушил порядок и сроки предоставления сведений;
-
предоставил неполные или недостоверные сведения.
Можно отделаться предупреждением или получить штраф, размер которого в ряде случаев доходит до 100 тыс. рублей.
Уголовное наказание за нарушения при производстве и обороте маркированной продукции
Уголовная ответственность наступает, если стоимость немаркированных товаров превышает 1,5 млн. руб. При этом прибыль оценивается двумя категориями: говорят про крупный и особо крупный размер, а цифры зависят от типа продукции.
Например, крупный размер для товаров продовольственной группы начинается с 400 тыс. рублей, а для табачной со 100 тыс.руб.
-
При производстве продукции в крупном размере грозит наказание в виде штрафа до 100 тыс. руб. или лишение свободы на срок до 4 лет.
-
В случае особо крупных размеров ответственность возрастает: штраф составляет до 500 тыс. руб., срок до 6 лет.
Вместо выводов
Редакция ПОРТ на стороне честных предпринимателей, кто работает по закону и не нарушает требования системы прослеживаемости. Мы следим за изменениями в законодательстве, держим руку на пульсе маркировки. Читайте блог, подписывайтесь на официальный YouTube-канал.
—
Статья подготовлена ритейл-экспертами portkkm.ru, информационная поддержка: Сергей Хорош.
Если нужна консультация по внедрению маркировки или помощь по подбору оборудования, оставляйте заявку или свяжитесь с нами.
Диагностика и подбор решения бесплатно.
Работаем с бизнесом по всей России.
Наши консультанты перезвонят в течение 20 минут и ответят на все интересующие Вас вопросы.
в течение 20 минут
Читайте также:



