Штрафы за нарушение маркировки и требований к обороту маркированных товаров
Пилотные проекты «Честного знака» доказали эффективность использования кода DataMatrix для определенных категорий продукции. Процесс начал набирать обороты в 2019-2020 годах, когда маркировка стала обязательной для сигарет, обуви, части лекарств и некоторых видов текстиля.
Контроль за рынком ужесточился в 2021 году: с 1 декабря вступают в силу 204-ФЗ от 11.06.2021 и 293-ФЗ от 01.07.2021.
В статье разберемся, что грозит предпринимателям, которые нарушают требования по производству и продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Многие заблуждаются, считая, что единственная проблема — отсутствие кода DataMatrix. На самом деле есть и другие ситуации, когда может грозить наказание.
Типичные нарушения при обороте маркированного товара
Маркировка отсутствует
Встречается чаще всего. Код DataMatrix должен содержаться на этикетке, товарном знаке или на самом товаре. Если требование не выполняется, то товар будет конфискован, а предпринимателю придется заплатить штраф.
Маркировка нанесена с нарушениями
В этом случае на товаре код нанесен, но не пропечатан полностью или не может быть идентифицирован. Товар с «проблемной» маркировкой легально реализовать на территории РФ невозможно.
Информация, содержащаяся в коде, не совпадает с данными в универсальном передаточном документе (УПД)
Это происходит, если на товар нанесен DataMatrix, который не соответствует информации в УПД. Принимать такой нельзя, так как его запрещено продавать на территории России. Логика такова: раз товар отсутствует в системе, значит, его реализация нелегальна.
Отсутствие перемаркировки
В случае возврата товара покупателем или при утере кода продукт должен быть промаркирован снова. Иногда восстановить первоначальный код не представляется возможным, поэтому заказывают новый ДатаМатрикс.
Если будет выявлена попытка реализации товара совсем без кода или с кодом, уже вышедшим из оборота, то наказание будет как за торговлю немаркированной продукцией.
Отсутствие обязательных данных на чеке
Если в нем содержатся не все требуемые реквизиты, то это будет нарушением закона 54-ФЗ, который регулирует использование ККТ. Чтобы избежать проблем, важно своевременно обновлять прошивку кассы.
Ответственность продавца за торговлю без маркировки
За отсутствие DataMatrix грозят штрафы или даже уголовная ответственность — все зависит от степени тяжести нарушения. Причем это касается всех лиц, кто отвечает за нанесение двухмерных кодов и реализацию товаров.
Административная ответственность наступает в следующих случаях:
-
производство и хранение товаров, подлежащих обязательной маркировке;
-
оптовая или розничная торговля такими товарами.
Это значит, что для производителей немаркированной продукции размер выплат таков:
-
должностным лицам 10 тыс. руб.;
-
юрлицам до 100 тыс. руб.
В случае выявления факта торговли товарами без маркировки
-
ИП придется заплатить от 5 до 10 тыс. руб.
За продажу немаркированной табачной продукции наказания более суровые:
-
физическим лицам до 5 тыс. руб.;
-
юридическим лицам от 15 до 300 тыс. руб.
Штрафы за неправильную маркировку
Грозит, если код DataMatrix не содержит требуемой информации или проставлен с нарушениями:
-
индивидуальным предпринимателям 5-10 тыс. руб.;
-
юридическим лицам 50-100 тыс. руб.
Ошибочная маркировка приравнивается к ее отсутствию, поэтому, кроме штрафа, у виновника изымают продукцию без права получения ее обратно.
Санкции за отсутствие кода товара в чеке
С начала 2020 года у продавцов появилась еще одна обязанность — проставлять в чеках реквизит «код товара». Если при продаже онлайн-касса не делает этого, то возможен штраф:
-
ИП и юридическим лицам от 5 до 10 тыс. руб.;
-
должностным лицам от 15 до 30 тыс. руб.
При нарушении правил торговой маркировки, которые касаются ценников и чеков, придется заплатить штраф:
-
ИП до 30 тыс. руб.;
-
юрлицам до 300 тыс.руб.
Если случилось так, что товар без кода причинил ущерб потребителю, то размер штрафа становится больше в 3 раза.
Расширение административной ответственности с 2021 года
После 1 декабря начали действовать изменения к ст. 15.12 КоАП РФ. В первоначальном варианте ответственность наступала за производство и реализацию товаров без маркировки, если таковая предусмотрена законом. Теперь в соответствии с этой статьей предприниматель может быть наказан, если:
-
не предоставил информацию о маркированной продукции;
-
нарушил порядок и сроки предоставления сведений;
-
предоставил неполные или недостоверные сведения.
Можно отделаться предупреждением или получить штраф, размер которого в ряде случаев доходит до 100 тыс. рублей.
Уголовное наказание за нарушения при производстве и обороте маркированной продукции
Уголовная ответственность наступает, если стоимость немаркированных товаров превышает 1,5 млн. руб. При этом прибыль оценивается двумя категориями: говорят про крупный и особо крупный размер, а цифры зависят от типа продукции.
Например, крупный размер для товаров продовольственной группы начинается с 400 тыс. рублей, а для табачной со 100 тыс.руб.
-
При производстве продукции в крупном размере грозит наказание в виде штрафа до 100 тыс. руб. или лишение свободы на срок до 4 лет.
-
В случае особо крупных размеров ответственность возрастает: штраф составляет до 500 тыс. руб., срок до 6 лет.
Вместо выводов
Редакция ПОРТ на стороне честных предпринимателей, кто работает по закону и не нарушает требования системы прослеживаемости. Мы следим за изменениями в законодательстве, держим руку на пульсе маркировки. Читайте блог, подписывайтесь на официальный YouTube-канал.
—
Статья подготовлена ритейл-экспертами portkkm.ru, информационная поддержка: Сергей Хорош.
Если нужна консультация по внедрению маркировки или помощь по подбору оборудования, оставляйте заявку или свяжитесь с нами.
Диагностика и подбор решения бесплатно.
Работаем с бизнесом по всей России.
Наши консультанты перезвонят в течение 20 минут и ответят на все интересующие Вас вопросы.
в течение 20 минут