Маркировка шин: суть, требования, сроки и особенности по подключению к системе
В статье разберем, для чего необходима маркировка шин, какая продукция подлежит маркировке, а какая нет, как работать с маркированным товаром при продаже оптом или в розницу, а также с какого числа будет запрещено реализовывать немаркированные шины.
Закон о маркировке
Маркировка — это нанесение цифровых кодов DataMatrix на продукцию, в данном случае на автомобильные шины. Код включает всю информацию о товаре, начиная от производителя и страны выпуска и заканчивая сроками хранения товара.
Благодаря кодам налоговые органы отслеживает передвижение товара: поступление на склад, в розничную продажу, отпуск товара потребителю.
Товар, подлежащий маркировке
Коды должны быть присвоены шинам для всех машин, автобусов, двухколесного транспорта, сельхозтехники, сюда же попадают резиновые шины для спец. оборудования, используемого в горнодобывающей промышленности и строительстве.
При этом разрешена реализация без маркировки шин для велосипедов, авиационных шины, камер, флипперов и взаимозаменяемых протекторов.
Восстановленные шины и бывшие в употреблении не подлежат обязательной маркировке.
Что такое код маркировки
Криптокод наносится на каждую шину. Это последовательность из цифр и букв, переформатированная в код DataMatrix. Включает коды на товар, номера серий, идентификацию и ключи для проверки.
Этикетка с кодом DataMatrix фиксируется на протекторе или боковой части шины.
Сроки
Для автошин коды станут обязательными с 1.11.2020 года. Законодательно перечень шин, подлежащих маркировке, закреплен в документе № 792-р от 28.04.2018 г. Даты и правила прописаны в документе № 1958 от 31.12.2019 г.
Маркировка вводится поэтапно.
Маркировка товара выполняется по следующей схеме
- Получение производителем кода в системе.
- Передача всех кодов дистрибьютеру одновременно с отпуском товара.
- Дистрибьютор сверяет коды, утверждает накладные и отправляет данные в систему.
- При отгрузке в магазины коды сверяются и подтверждаются.
- При отпуске товара в розницу формируется УПД с указанием кодов. После добавления кода в чек он выбывает из оборота.
Что грозит за отсутствие маркировки
Отсутствие кодов влечет наложение штрафов. На производстве для юридических лиц их размер составляет 50-100 т. р. Должностные лица обязаны будут заплатить 5-10 тысяч.
Юридические лица, занимающиеся хранением, перевозкой или реализацией, за отсутствие кодов заплатят 50-300 т. р., исполняющие лица до 10 тысяч, физические лица до 4 тысяч.
Особенности работы с маркированной продукцией
Чтобы заниматься производством, транспортировкой или реализацией шин и покрышек, необходимо подать заявку на регистрацию, подключиться к электронному документообороту и системе маркировки, закупить оборудование для считывания кодов. При этом существуют отличия в работе по оптовой продаже и в розницу. Также необходимо будет промаркировать остатки, приобретенные ранее.
Как подать заявку в системе
Для регистрации в системе необходимо иметь электронную подпись. После этого устанавливается программное обеспечение. На этом этапе может потребоваться плагин, если ключ хранится на Рутокен ЭЦП 2.0. Также нужно установить сертификаты и КриптоПро Browser plug-in.
При переходе по ссылке «Проверить» должна появиться активная кнопка «Продолжить». Подписываем электронной подписью, указываем контактные данные и отправляем заявку. Подтверждение должно прийти в течение суток. Далее необходимо перейти по ссылке-подтверждению, указать род деятельности, ID участника ЭДО, тип товара, идентификаторы GSP и GLN. Далее остается только подписать согласие.
Как принимать маркированный товар
- В первую очередь следует подключиться к электронному документообороту и к системе маркировки.
- Далее приобретается оборудование для сканирования кодов отдельно для складов и для кассовой зоны.
- При получении товара необходимо отсканировать коды и сверить их с указанными в документе, присланном по ЭДО. При отсутствии расхождения подтверждается УПД.
- В том случае, если коды не сходятся, необходимо оформить возврат товара поставщику.
Для складов с малой проходимостью товара достаточно установить приложение на смартфон. Минус у него только в малой скорости сканирования.
Для регистрации товаров в большем объеме подойдет сканер кодов. Крупным компаниям рекомендуется использовать терминал сбора данных.
Как работать с оптовыми и розничными продажами
Что делать с немаркированными остатками
Импортная продукция должна быть промаркирована до 15.11.2020 года, отечественные товары до 1.03.2021 года. Владельцы розничных магазинов и дистрибьюторы могут пройти процедуру регистрации по упрощенной системе бесплатно.
После авторизации в системе необходимо указать код товара, его описание, а также данные заявителя. После этого будет выдан код GTIN. Далее следует указать количество шин по типам, чтобы получить DatаMatrix на каждую единицу товара. Необходимо будет распечатать коды и зафиксировать их на товаре.
—
Статья подготовлена ритейл-экспертами ПОРТ. Если у вас есть вопросы по маркировке и автоматизации, нужна помощь в подборе моделей или консультация специалистов по внедрению и настройке, вы можете написать нам на сайте и в соцсетях, спросить все по телефону или в офисах в Красноярске.
Наши консультанты перезвонят в течение 20 минут и ответят на все интересующие Вас вопросы.
в течение 20 минут