Что год грядущий нам готовит? Обязательная маркировка товаров в 2022 году: перечень, сроки и рекомендации по внедрению
Старт программы по обязательной маркировке был дан в 2019 году, а ее завершение должно состояться в конце 2024 году, когда будут охвачены все товары. Внедрение маркировки происходит постепенно, что позволяет бизнесу адаптироваться к работе в новых условиях.
Что ждет производителей и продавцов в 2022 году, как подготовиться к работе по новым правилам — об этом пойдет речь в нашей статье.
Перечень товаров, подлежащих маркировке в 2022 году, и сроки
Январь. Выбытие молочной продукции со сроком годности 40 дней и менее должно фиксироваться через кассу.
Март. Все категории питьевой воды (упакованная вода вошла в список с 1 сентября 2021 года).
Июнь. Фиксируется через кассу выбытие молочной продукции, имеющей срок годности более 40 дней.
Сентябрь. Производится объемно-артикульный учет опта и розницы молочной продукции.
Декабрь. К обязательной маркировке подключаются фермеры, которые реализуют молоко и молочную продукцию через собственную торговую сеть и напрямую.
Схема работы системы маркировки
Алгоритм взаимодействия участников оборота маркированной продукции выглядит следующим образом:
-
Оператор маркировки предоставляет программно-аппаратный комплекс, который способен регистрировать выпуск кодов маркировки, для установки на производстве. Небольшие предприятия заказывают этикетки с кодами в специализированной организации.
-
Производитель должен нанести на товар и упаковку код DataMatrix, который служит его уникальным идентификатором.
-
Производитель отправляет поставщику УПД, который учитывает все коды маркировки. Для этого используется система ЭДО.
-
После сверки кодов с товарной накладной поставщик подтверждает производителю получение товара.
-
Передача поставщиком продукции в розницу происходит по той же схеме, что описана выше.
-
При реализации товара штрих-код сканируется на кассе и информация о продаже передается в ОФД, который в свою очередь отправляет данные в систему Честный Знак.
-
Для проверки легальности приобретения товара потребитель может использовать приложение Честный Знак.
Как подготовится к маркировке товаров
Обязательная маркировка товаров в 2022 году требует регистрация в системе Честный Знак. Для этого необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Дальнейший порядок действий зависит от категории участника.
Производителям
-
Заключить договор с оператором ЭДО. Ведение документооборота осуществляется в электронном виде, поэтому требуется установка системы ЭДО.
-
Выполнить обновление товароучетной программы и провести интеграцию ее с системой Честный Знак.
-
Зарегистрироваться в единой государственной системе и ассоциации ГС1 РУС для получения уникальных кодов.
-
После загрузки информации о продукции в систему получить уникальные идентификаторы на каждый из ее видов.
-
Нанести маркировку на товар и ввести его в оборот путем заведения в систему.
Импортерам
После регистрации в системе Честный Знак, вступления в ассоциацию ГС1 РУС и подключения к ЭДО им необходимо:
-
Ввести в систему маркировки информацию об импортируемых товарах и запросить уникальные идентификаторы.
-
После получения кодов импортер отправляет их производителю для нанесения на продукцию.
-
Выполнить настройку товароучетной системы для работы с маркировкой.
-
Для сверки идентификаторов с кодами, указанных поставщиком в сопроводительных документах, требуется сканер штрих-кодов.
Розничным магазинам
Розничные точки должны быть зарегистрированы в системе Честный Знак. Для работы с маркированными товарами им потребуется:
-
Сканер штрих-кодов. Используются для считывания уникальных идентификаторов для проверки их соответствия с кодами, указанными в электронных документах.
-
Онлайн-касса, способная работать с маркированными товарами. Более ранние модели требуют перепрошивки, современная техника — обновления ПО. Касса передает информацию о проданных маркированных товарах ОФД, а оператор — в систему Честный Знак.
Типичные нарушения правил маркировки
Участники ГИС МТ должны понимать, что нарушения правил обязательной маркировки в 2022 году, как и раньше, влекут за собой наказание со стороны контролирующих органов.
Избежать штрафов и неприятностей, можно, если учесть наработанный практический опыт и не повторять ошибок предшественников, например:
— Некачественное нанесение маркировки.
— Код не совпадает с информацией, содержащейся в УПД.
— Информация, содержащаяся в маркировке, не соответствует характеристикам товара.
— Маркировка не завершена.
— Некорректное оформление возврата.
Итак, мы рассмотрели основные аспекты работы с маркированными товарами в 2022 году. Однако законодательство в этой сфере постоянно трансформируется, поэтому будем следить за новшествами, чтобы оперативно рассказать про изменения в нашем блоге.
—
Статья подготовлена ритейл-экспертами ПОРТ. Информационная поддержка: Сергей Хорош.
Наши консультанты перезвонят в течение 20 минут и ответят на все интересующие Вас вопросы.
в течение 20 минут